Сувенир или подделка: какие египетские древности пытались продать туристам

В Хургаде мне несколько раз предлагали «настоящие» фигурки фараонов: маленькие, тяжёлые, с искусственно потемневшей поверхностью. Продавец уверял, что это «из старого дома», но одинаковые экземпляры лежали целой коробкой. В Шарм-эль-Шейхе чаще попадались папирусы с Клеопатрой и богами: где-то это явно был печатный рисунок на дешёвой основе, а где-то продавец показывал мастерскую и давал рассмотреть волокна. В Дахабе видела украшения «как у бедуинов» — серебристый металл, крупные камни, уверения про древний караван.

Я не специалист, поэтому отличаю только самые очевидные вещи:

• одинаковые «археологические» предметы в большом количестве;
  • слишком идеальные иероглифы или, наоборот, случайные знаки;
  • цена меняется в несколько раз после фразы «для вас»;
  • продавец не может нормально объяснить материал, изготовителя и где это разрешено покупать.

Копию как сувенир я бы взяла, подделку под музейную находку — нет. Особенно не люблю совет «просто спросите на месте»: хочется заранее понимать, какой документ или чек реально нужен, если вещь дорогая.

Что вам продавали в Хургаде, Шарме или Дахабе? Кто-нибудь отличал хороший папирус или украшение по проверяемым признакам, а не по рассказу продавца?

Согласен: главный признак таких «древностей» — не внешний вид, а поток одинаковых изделий. В Дахабе я бы особенно осторожно относился к украшениям с рассказом про караван: серебристый металл и крупные камни сами по себе ничего не доказывают, это вполне может быть современная стилизация. С фигурками та же история: искусственная патина легко делается, а случайные иероглифы встречаются чаще, чем настоящая надпись. Я бы воспринимал такие покупки только как сувенир, без археологических претензий.