Фотографировать людей в Египте: где проходит граница приличий

В Дахаре я фотографирую людей только после короткого «мумкин сувар?» — можно сфотографировать? Обычно показываю на телефон, что именно хочу снять, и жду понятного согласия. Если человек позирует, после кадра обязательно показываю результат. Пара десятков арабских фраз реально спасает от лишних разговоров и переплат, но разрешение ими не заменишь.

На рынке бывало по-разному. Один продавец специй охотно согласился, потом попросил 50 фунтов за портрет — я заплатил, хотя заранее о деньгах речи не было. Другой махнул рукой и сказал «ля, ля» — убрал телефон без споров. Зазывалы иногда сами лезут в кадр, а потом начинают торговаться; тут лучше сразу спросить: «флус?» — деньги? Если цена не устраивает, просто не снимать.

В деревнях я особенно осторожен: женщин и детей без разрешения родителей не фотографирую вообще. Сын-подросток сначала удивлялся, почему нельзя щёлкать всё подряд, но быстро привык.

По факту, самый приличный вариант — сначала контакт глазами, жест на камеру, согласие, потом снимок. Как у вас: просили оплату заранее, отказывали резко? И были ли случаи, когда человек сам просил прислать ему фотографию?

Согласен: «мумкин сувар?» — это минимум, а не формальность. Я бы ещё не снимал людей исподтишка, даже если они сами попали в кадр: одно дело общий рыночный план, другое — портрет. С зазывалами особенно лучше заранее показать телефон и уточнить «флус?», чтобы не возникало разговора уже после съёмки. Если человек отказал или начал торговаться неожиданно, проще убрать телефон и идти дальше. Показать готовый кадр тоже считаю нормальной вежливостью.